ООО "УСТЬ-ИЛИМСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО-2008"
Новости
Правила энергосбыта
О том, сколько сегодня зарабатывает сбыт энергоресурсов, кто на рынке хуже всех платит и зачем крупнейшая энергокомпания создает собственную управляющую компанию, рассказывает заместитель генерального директора по продажам энергоресурсов ОАО "Иркутскэнерго" Олег Причко.
- Правительство в прошлом году изменило "правила игры" на розничном рынке электроэнергии. Некоторые энергосбытовые компании "ушли" с рынка по причине резкого снижения прибыльности бизнеса. Как ваша компания приспособились к новым правилам? Насколько снизились доходы компании?
- В основном, изменения "правил игры" заключаются в установлении требования перейти от применения единой сбытовой надбавки ко всем потребителям к дифференцированной сбытовой надбавке, разной по группам потребителей. С точки зрения процесса такое решение абсолютно логично: относительно 1 кВтч потребленной электроэнергии затраты на обслуживание расчетов с крупным потребителем во много раз ниже, чем в отношении небольшого потребителя.
То есть ранее было перекрестное субсидирование крупным промышленным потребителем в пользу более мелких. Таким образом Правительство РФ привело цены на обслуживание потребителей к реальным затратам по каждой их категории. Теперь про последствия для нас и для ушедших с рынка сбытовых организаций: мы и раньше работали с минимальной рентабельностью. Так, например, год назад рентабельность Иркутской энергосбытовой компании составляла 3,5%. В этом году мы не ожидаем резких изменений.
- Владимир Путин, защищая малый и средний бизнес, подписал постановление N 877, ограничившее возможности "энергосбытов" повышать цены для мелкого и среднего бизнеса. Как обстоят дела на практике? Сколько платит бизнес?
- У сбытовых компаний в России никогда не было возможности самовольно повышать цену для малого и среднего бизнеса. Сбытовые организации бывают двух видов. Первые имеют право заключать договоры на самостоятельно определяемых условиях. Для них и сейчас разрешены любые условия, на которых они договорятся с обслуживаемыми ими потребителями. Есть сбытовые организации, которые не имеют права самостоятельно определять условия договора. Это гарантирующие поставщики. Для них размер сбытовой надбавки устанавливает государство, скрупулезно проверяя их хозяйственную деятельность.
Кроме того, расчет конечной цены для потребителей гарантирующие поставщики обязаны выполнять в точном соответствии с методикой, установленной Федеральной службой по тарифам. Мелкий и средний бизнес, население и бюджетники обслуживаются гарантирующими поставщиками. Таким образом, гарантирующий поставщик, находясь, по определению под контролем государства не имеет права и возможности самовольно повысить цену.
К вопросу о величине платы. Законодательно установлена градация потребителей на шесть основных групп с четко прописанными критериями, тариф для которых определяется рядом факторов – потребляемыми объемами, заявленной мощностью, техническими условиями приема ресурсов…
Говоря о ценах и тарифах, нельзя сравнивать "теплое" с "белым" – тариф для крупного промышленного предприятия отличается от тарифа для киоска с фруктами. При этом мы понимаем важность изменений для всех без исключения потребителей и готовы ответить на любой вопрос.
- Это привело к росту неплатежей? Насколько остра эта проблема в Иркутской области?
- Со стороны промышленных потребителей платежная дисциплина сохранилась на уровне прошлого года. Произошло дифференцированное изменение сбытовой надбавки, с учетом состоявшегося снижения перекрестного субсидирования для крупных предприятий она немного снизилась, для "мелкомоторных" – увеличилась в среднем на 0,8%. Принципиально рост сбытовой надбавки на платежную дисциплину не повлиял.
- "Черные списки" должников, которые вывешиваются на сайте, домах, помогают? Какой метод борьбы с должниками самый действенный?
- Есть судебные требования, есть старые добрые методы этического воздействия. "Черные списки", которые вывешиваются управляющими компаниями, мы считаем эффективными для недобросовестных собственников квартир, потому что мнение соседей о неплательщике психологически на него воздействует. Неплательщик создает для них риски от ограничения поставки ресурса до более поздних сроков ремонта инженерных коммуникаций и всего дома, по которому есть неплатежи, по остаточному принципу.
- Насколько справедливо мнение, что проблема вовсе не в должниках среди населения или предприятий, а в недобросовестности некоторых участников рынка?
- Самым действенным методом борьбы с должниками для поставщика может быть только ограничение неоплачиваемого потребления, а, по сути, препятствование хищению ресурсов недобросовестными субъектами. Если ты берешь чужое и уклоняешься от оплаты – это именно хищение.
Между поставщиками ресурсов и собственниками квартир есть посредник – Управляющая компания ЖКХ – в карманах недобросовестных УК ЖКХ остаются уплаченные жильцами деньги. Как пример недобросовестных, по которым уже есть судебные решения – "Приморская", "Сибирская". При этом жильцы домов таких УК ЖКХ исправно платят за свое потребление.
- По этой причине компания создала свою УК? Или дело в том, что ниша прибыльна?
- Управление жилым фондом – не самый интересный бизнес для Иркутскэнерго. И речь идет не только об Иркутскэнерго, у большинства поставщиков энергоресурсов, а к таким относятся и предприятия "Водоканалов", есть иная заинтересованность – добиться исключения недобросовестных посредников. Деньги за нашу продукцию "застревают", нередко используются не по назначению, и, чтобы этого не происходило, мы вынужденно локально идем в управление жилым фондом.
Ведь чтобы выработать тепло нам необходимо заплатить за уголь, оплатить его транспортировку, выгрузку, зарплату, налоги. Сейчас руководство страны озаботилось неплатежами в сфере ЖКХ. Если будет наведен порядок, эта сфера деятельности станет для энергетиков и Водоканалов менее актуальна.
- Какие результаты принесла кампания по установке приборов учета тепла и электроэнергии – потребитель стал экономнее? И насколько в принципе компании интересно устанавливать счетчики?
- Сами по себе приборы учета ничего не экономят, они позволяют контролировать расход, дают взаимопонимание потребителю и поставщику услуг. Мы же не покупаем помидоры на рынке без весов. И потребитель, и поставщик экономят время, сверяя объем потребленных ресурсов по прибору.
А второе – потребитель, имея учет, сразу видит результаты своих усилий по экономии электричества или тепла. И у такого потребителя сразу появляется возможность не только оценить результаты экономии, но и ощутить их в кармане в виде экономии. Поэтому наличие приборов учета важно не только для энергетиков, но и для потребителей.
- Хорошо или плохо, что конкурентов нет (и в генерации, и в сбыте)?
- Тезис об отсутствии конкуренции в генерации и сбыте с завершением реформы электроэнергетики в стране – уже в прошлом. Все генерирующие компании обязаны продавать всю свою выработку на единой федеральной бирже. Соответственно, все потребители получают электроэнергию не от конкретного поставщика, а обезличенно. В этой связи в стране уже давно достигнута полная конкуренция в генерации.
Также потребители, соответствующие заданным государством критериям, вправе покупать электроэнергию как самостоятельно на оптовом рынке, так и у независимых сбытовых компаний. Например, АНХК покупает электроэнергию у сбытовой компании "РН-Энерго", а Братский завод ферросплавов напрямую на оптовом рынке. Сегодня на территории Иркутской области кроме нашего "сбыта" работает десяток сбытовых организаций.
Мария Фаизова, Газета Дело